Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Показатель | Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами |
Нормативное обеспечение | |
Локальные нормативные акты |
|
Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции | Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими структурными подразделениями |
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов | Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства. |
Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения | |
Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека | Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится во всех корпусах, в которых имеются:
|
Кадровое обеспечение | |
Введение в штат сотрудников для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами | В штате имеется педагог-психолог, за сотрудниками закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов. |
Дополнительная подготовка педагогических работников | Предусмотрено обучение в БПОО для педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация программ профессионального обучения и дополнительного образования. |
Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов | |
Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ | Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения. |
Информационная открытость | |
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей | Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | Имеются: мультимедийные средства, оргтехника, проекторы с экранами; технические средства для организации онлайн трансляции; персональные компьютеры с подключенными Web-камерами. Предусмотрена возможность дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. |
Программные и технические средства для обучающихся ОВЗ и инвалидов | |
Использование компьютерной техники | Стационарные рабочие места пользователей оснащены персональными компьютерами. |
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. |
|
Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин.
Разработка адаптированных образовательных программ профессионального обучения |
В вариативную часть образовательных программ среднего профессионального образования включены такие дисциплины, как Тренинг делового общения, Профессиональная этика, Общая психология, Психология общения, Психология личности, Профессиональная этика, Человек и его потребности, Социальная психология, Введение в профессию, Основы саморазвития личности, Конфликтология, Основы профессиональной самореализации, Деловое общение и др.
Разработаны адаптированные основные программы профессионального обучения- программы профессиональной подготовки по профессиям:
|
Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ | В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися , создании комфортного психологического климата в учебной группе. |
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ электронными образовательными ресурсами | Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, доступ к ЭБС. |
Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности | Заключены договоры на прохождение всех видов практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений подготовки. |
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (государственной итоговой аттестации) обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов | Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (государственной итоговой аттестации) созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и итоговой (государственной итоговой аттестации) для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, выполнение практического задания, в форме демонстрационного экзамена, тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа (выполнения практической части задания) при прохождении аттестации. |
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов | Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием элементов дистанционных образовательных технологий. |
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах | Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется Службой содействия трудоустройству во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются:
В рамках адаптационных дисциплин предусмотрена подготовка выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов к трудоустройству, как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций. |
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению | |
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии | Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение включает:
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется медицинским работником техникума. Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, выделения материальной помощи. |
Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины “физическая культура” | Для инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. |
Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам | В техникуме функционирует волонтерский отряд, у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию обучающихся с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде. |
Наличие медпункта | В общежитиях оборудованы медицинские кабинеты |