Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Показатель Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидами
Нормативное обеспечение
Локальные нормативные акты
  • Утверждено  Положение об организации работы с абитуриентами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»,  в котором отражены организационные особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • особенности работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ;
  • требования к доступности зданий техникума   и безопасного в них нахождения;
  • особенности адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • технология комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ
Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими  структурными подразделениями
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.
Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения
Обеспечение доступности прилегающей  территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится  во всех корпусах,  в которых имеются:

  • входы, оборудованные пандусами и звонком к дежурному сотруднику службы охраны;
  • занятия для лиц с ОВЗ и инвалидов планируются в доступных помещениях;
  • имеется  санитарно-гигиеническая комната;
  • корпуса  техникума оснащены противопожарной звуковой сигнализацией;
  • имеется  стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
Кадровое обеспечение
Введение в штат сотрудников для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами В штате имеется педагог-психолог, за сотрудниками закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Дополнительная подготовка педагогических работников Предусмотрено обучение в БПОО  для педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация программ  профессионального обучения и дополнительного образования.
Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения.
Информационная открытость
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Имеются:  мультимедийные средства, оргтехника, проекторы с экранами; технические средства для организации  онлайн трансляции; персональные компьютеры с подключенными Web-камерами. Предусмотрена возможность дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
Программные и технические средства для обучающихся ОВЗ и инвалидов
Использование компьютерной техники Стационарные рабочие места  пользователей оснащены персональными компьютерами.
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин.

Разработка адаптированных образовательных  программ профессионального обучения

В вариативную часть образовательных программ среднего профессионального  образования включены такие дисциплины, как  Тренинг делового общения, Профессиональная этика, Общая психология, Психология  общения, Психология личности,  Профессиональная этика, Человек и его потребности, Социальная психология, Введение в профессию, Основы саморазвития личности, Конфликтология,  Основы профессиональной самореализации,  Деловое общение и др.

Разработаны адаптированные  основные программы профессионального обучения- программы профессиональной подготовки по профессиям:

  • 19601 Швея
  • 19727 Штукатур
  • 18518 Слесарь по ремонту автомобилей
  • 17530 Рабочий зеленого строительства
  • 19258 Уборщик служебных помещений
Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися , создании комфортного психологического климата в учебной  группе.
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ электронными образовательными ресурсами Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции,  доступ к ЭБС.
Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности Заключены договоры на прохождение всех видов практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений подготовки.
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (государственной итоговой аттестации) обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (государственной итоговой аттестации) созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и итоговой (государственной итоговой аттестации) для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, выполнение практического задания, в форме демонстрационного экзамена, тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа (выполнения практической части задания) при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются  различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием элементов дистанционных образовательных технологий.
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется Службой содействия трудоустройству во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями,  предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются:

  • контактные мероприятия с предприятиями-работодателями (презентации, конкурсы, мастер-классы, деловые игры, тренинги);
  • организация практики обучающихсяс ОВЗ и инвалидов с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и  индивидуальными особенностями);
  • заключение догово-ров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • проведение круглых столов, информационных вебинаров и электронных конференций для студентов с ОВЗ и инвалидов с привлечением представителей бизнес-среды и государственных органов.

В рамках адаптационных дисциплин предусмотрена  подготовка выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов к трудоустройству, как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое сопровождение включает:

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
  • организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;
  • содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
  • периодические инструктажи и семинары для преподавателей.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется медицинским работником техникума.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем,  выделения материальной помощи.

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины “физическая культура” Для инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме  устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.
Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам В техникуме  функционирует волонтерский отряд, у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие  более тесному взаимодействию обучающихся  с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде.
Наличие медпункта В общежитиях  оборудованы медицинские кабинеты

Обеспеченность возможности беспрепятственного доступа, поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а так же их пребывание в указанных помещениях

  • Наличие доступа: да
  • Пандусов: да
  • Подъемников: нет
  • Поручней: да
  • Расширенных дверных проемов: да
  • Лифтов: нет